В Санкт-Петербурге , на месте шведской крепости Ниеншанц на правом берегу Невы полным ходом идут раскопки.
Сегодня стало известно, что к десяткам уже имеющихся в
Археологи, добравшиеся уже до пласта неолита, обнаружили тысячи предметов, некоторые из которых уникальны. Работы идут на месте строительства делового квартала
Репортаж корреспондента НТВ Николая Булкина.
Археолог Пётр Сорокин первым заявил об уникальности этих берегов. Уже второй год он работает на раскопе посреди стройплощадки. Как выглядела знаменитая шведская крепость Ниеншанц, теперь знает в деталях. Остатки крепостных стен, ров и вал видны из земли.
Пётр Сорокин, руководитель археологической экспедиции: «Тут полностью видно ширину рва — около 20 метров, Перед ним был частокол, за ним стенка».
Сама крепость Ниеншанц была разрушена еще Петром I, который на ее месте построил верфь. Но рядом с частоколом — сплошь бетонные сваи. Это фундаменты «Петрозавода».
Возведенное в прошлом веке промышленное здание на берегу Охты практически уничтожило под бетонными конструкциями ценный культурный слой. И только теперь появилась возможность все изучить. Находок все же оказалось несколько тысяч.
Пётр Сорокин, руководитель археологической экспедиции: «Керамические сосуды просто огромные по размерам, и, видимо, они богато очень орнаментированы — покрыты штампованным орнаментом».
Археологи копнули еще глубже. Под крепостными стенами Ниеншанца обнаружили остатки крепости Ландскрона, XIV век. Нашли ее небольшую деревянную башню, причем ниже уровня Невы. А теперь из земли достают предметы эпохи неолита. Оказалось, что здесь пять тысяч лет назад была стоянка древних людей.
Пётр Сорокин, руководитель археологической экспедиции: «Есть янтарные украшения, подвески, нашивки на одежду».
Археологи понимают, что сохранить все находки невозможно. Земляные рвы и остатки стен древних крепостей пришлось убрать, чтобы исследовать эпоху неолита. Тем временем застройщик предлагает все найденное выставить в музее у подножия небоскреба.
Сергей Граменицкий, руководитель отдела сопровождения изысканий:
«После того, как это все будет описано, окончательно завершатся раскопки, и будет приниматься обоснованное решение о способе сохранения данных конструкций и их последующей музеефикации».
Строители не скрывают, что торопят специалистов. Мировая археологическая практика уже доказала: пласты неолита можно копать и семь, и десять лет. Ждать столько застройщик не готов. Поэтому работы будут вести и днем и ночью.
Сергей Граменицкий, руководитель отдела сопровождения изысканий: «Работы проводиться будут, как и в прошлые зимы, в две смены с отоплением, с освещением. Учитывая большую глубину раскопок
Различные опасения археологов в дирекции по строительству
Окончательное решение, что делать с находками и раскопками, очевидно, будет принято после государственной экспертизы. Археологи предлагают основать здесь «музей под открытым небом». Застройщик же готов объединить прошлое и будущее «под крышей современного архитектурного комплекса».